Как сообщил замглавы ЗАО “Алгоритм. Топливный интегратор” Виктор Костюков, сегодня все участники столичного топливного рынка, включая “Газпромнефть”, приобретают топливо на Ярославском нефтеперерабатывающем заводе “Славнефти”, который продает топливо по достаточно высоким ценам. Например, на 8 сентября МНПЗ продавал бензин Аи-95 за 34 тыс. рублей, Аи-92 – за 32, 4 тыс. рублей, а летний дизель – за 31, 2 тыс. рублей. Оптовые цены на бензин в Ярославле заметно выше: Аи-95 продается за 38 тыс. рублей, Аи-92 – за 34 тыс. рублей, а летний дизель – за 31 тыс. рублей. Учитывая логистику и “накрутку” трейдеров, в Москве это топливо, по его словам, будет стоить дороже еще на 1, 5 тыс. рублей за тонну, то есть розничная цена бензина должна вырасти более чем на 1 рубль за литр.
Подобный рост оптовых цен может оказаться очень чувствительным для независимых АЗС. При росте оптовых цен вертикально интегрированные нефтяные компании могут неограниченно долго удерживать розничные цены на низком уровне, перенося центр прибыли в добычу или переработку. Независимым АЗС, которые покупают топливо на оптовом рынке и продают на розничном, подобная ситуация грозит убытками и банкротством.
Впрочем, в настоящее время правительство не заключало с нефтяниками никаких соглашений о замораживании розничных цен на топливо, как это было в предвыборный период. Соответственно остановка МНПЗ на плановый ремонт должна привести к росту розничных цен.
Виктор Костюков отмечает, что в розничном сегменте рост цен уже ощутим. В Москве, по его словам, за неделю с 3 по 7 сентября стоимость топлива увеличилась в среднем на 10 коп за литр. В среднем же по России, согласно данным информационно-аналитического центра (ИАЦ) “Кортес”, в зависимости от вида топливо подорожало от 3 до 4 коп. за литр. В ближайшие же два месяца, по мнению господина Костюкова, рост цен в розничном сегменте может достичь 1, 5 рубля за литр. Для сравнения: за июль-август цены в среднем выросли на 40 коп.
Однако не все эксперты согласны с тем, что роста цен избежать не удастся. По словам аналитика ИК “Финам” Анатолия Вакуленко, дефицита бензина в городе возникнуть не должно. Он полагает, что шум, который поднимают независимые игроки, призван создать ажиотаж и заставить население закупаться бензином впрок, что позволит заправщикам увеличить обороты и накопить финансовые ресурсы в преддверии закрытия МНПЗ на ремонт. Ведь, покупая топливо в регионах, независимые игроки не смогут конкурировать по цене с сетями АЗС В ИНК. Аналитик также не исключает, что закупки независимыми сетями АЗС топлива на стороне могут привести к появлению на рынке Московского региона некачественного бензина. С ним согласен аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук, по словам которого в ближайшие два месяца контролирующим органам следует проявить особую бдительность, – пишут “Известия”.
|